Рекомендации родителям детей с ДЦП по организации и подготовки к занятиям дома.

Особо важно твердо установить время начала занятий. Благодаря этому вырабатывается привычка к назначенному часу появляется психологическая готовность и предрасположение к умственной работе, даже теряется интерес к игре прогулке.

  • Важно найти правильное положение тела, чтоб тремор был минимальным
  • Необходимо постоянное место для занятий, где все нужные предметы находятся под рукой. Так вырабатывается привычка к внутренней мобилизации с момента начала занятий и до тех пор пока не выработалось умение управлять своим поведением, рабочее место должно быть местом только для занятий.
  • Важно начинать работу немедленно, лучше с предмета который труднее дается ребенку. Чем дольше оттягивать начало работы, над сложным тем больше усилие потребуется, чтоб заставить себя приступить к ней.
  • У человека который систематически начинает свою работу без промедлений период втягивания в работу очень короткий дело идет быстрее и эффективнее, а учеба становиться источником напряженного труда но и источником удовлетворения. Нельзя заставлять ребенка многократно переписывать домашнее задание, использовать черновик только для вычисление и рисунков.
  • Необходимо наличие перерывов в работе. Важно единство школьного и домашнего режима, профилактика перегрузок
  • Работа должна идти в хорошем темпе от 1 часа в начальной школе, до 4-5 часов у старшеклассников
  • Нельзя, чтобы у школьника не было других обязанностей, кроме учебы: человек, который в течении дня должен сделать много дел, привыкает ценить свое время, планировать работу.

Приучение ребенка к правильному режиму должно сочетаться с вашей самодисциплиной, уважением к ребенку, доброжелательностью, разумной требовательностью.

Основные рекомендации и советы родителям для постановки речи

При выполнении артикуляционной гимнастики нужно соблюдать ряд рекомендаций, которые помогут повысить эффективность проводимых занятий:

  • Занятия должны быть регулярными, чтобы необходимые навыки формировались и закреплялись быстрее. Ежедневно спустя 1-2 часа после приема пищи.
  • Занятия для детей лучше подавать в игровом стиле. Можно распечатать красочные картинки, которые сделают занятия еще интереснее.
  • Нужно проводить артикуляционную гимнастику не более 10 минут. При этом не нужно стараться выполнять много упражнений –достаточно 2-3 за одно занятие.
  • Каждое упражнение нужно повторять не менее 5 раз. При этом нужно следить за качеством – если оно ухудшилось, то вполне вероятно, что ребенок устал.
  • При проведении статических упражнений нужно соблюдать определенную продолжительность одной артикуляционной позы – 7-10 секунд.
  • Ребенок не видит своего лица, поэтому занятия лучше проводить перед большим зеркалом.
  • Взрослый сначала сам показывает, как выполнять то или иное упражнение, далее он контролирует выполнение со стороны малыша.
  • Работу нужно строить от простого к сложному, чтобы у ребенка постепенно формировались навыки.
  • Помните о том, что дети очень чутки к похвале. Не стесняйтесь выражать свои эмоции, хвалить ребенка за правильное выполнение занятий.

Постоянные тренировки помогут укрепить органы речевого аппарата в любом возрасте. Конечно, работу лучше начинать в раннем возрасте, когда ребенок еще не пошел в школу. Занятия позволяют сделать речь четкой, чистой и ритмичной, а для детей с нарушениями звукопроизношения такая гимнастика и вовсе является необходимостью.

РАЗВИТИЕ ИДЕНТИЧНОСТИ ПОДРОСТКОВ С ОВЗ В СИТУАЦИИ КРИЗИСА

Развитие идентичности подростков с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) является сложным процессом, требующим особого внимания и поддержки, особенно в ситуации кризиса.
Идентичность — это собственное представление и понимание себя, своих ценностей, убеждений и места в обществе.
Для подростков с ОВЗ развитие идентичности может быть особенно сложным, так как они часто сталкиваются с сомнениями в собственной способности, стигматизацией и определенными ограничениями в возможностях.
В ситуации кризиса, такой как затруднения со здоровьем, социальная изоляция или изменение внешней среды (например, переезд или смена школы), идентичность подростков с ОВЗ может быть особенно подвержена изменениям и пострадать. Они могут столкнуться с чувством беспомощности, неверия в себя и потери самооценки.
Важные факторы, которые могут влиять на развитие идентичности подростков с ОВЗ в ситуации кризиса и возможные стратегии для помощи им:

Самосознание: Подростки с ОВЗ могут испытывать сниженное самооценку или стыд из-за своего состояния. В кризисной ситуации, это чувство может усилиться. Поддерживайте их восприятие себя как ценного и неповторимого, поощряйте их к самопознанию и самостоятельному определению, какую роль они хотят играть в своей жизни.

Социальная поддержка: Важно предоставить подросткам с ОВЗ доступ к социальной поддержке и соединению с другими людьми, которые могут иметь сходные опыты. Создание групп поддержки, содействующих обмену опытом и эмоциональной поддержке, может помочь им лучше понять и справиться с ситуацией кризиса.

Образование и таланты: Подростки с ОВЗ всегда имеют свои сильные стороны и таланты. Помогайте развивать эти области, чтобы они могли положиться на них, даже в ситуации кризиса. Это может помочь укрепить их идентичность и самооценку.

Поддержка родительского присутствия: Родители могут сыграть ключевую роль в поддержке и развитии идентичности подростков с ОВЗ в кризисной ситуации. Важно быть эмоционально доступными, поддерживающими и помогать им в осознании и развитии своей идентичности. Поощряйте их участие в принятии решений, поддерживайте их при поиске своих уникальных интересов и целей.

Профессиональная поддержка: Подростки с ОВЗ также могут нуждаться в профессиональной поддержке, особенно в ситуации кризиса. Психологи, социальные работники или специалисты в области образования могут помочь в процессе самоопределения и развития идентичности подростка.

Необходимо помнить, что каждый подросток имеет уникальные потребности и опыт. Эмоциональная поддержка семьи, друзей и профессионалов является одним из главных факторов в содействии развития идентичности подростков с ограниченными возможностями здоровья.

Творчество как фактор развития личностного потенциала ребенка-инвалида

В современном обществе в последние десятилетия популярной стала тема развития личностного потенциала. Наверняка, каждый из нас встречал в литературе, на страницах социальных сетей или даже во время просмотра телевизионных ток-шоу такие выражения как «личностный потенциал», «личностное развитие», «раскрытие потенциала» и так далее. Что же это такое и как его можно развивать, особенно, если речь идет о ребенке-инвалиде?
Термин «личностный потенциал» многогранен по своей сути. Он включает в себя психическое, личностное и душевное здоровье, смысловое наполнение жизни. Когда потенциал развивается, мы чувствуем себя счастливыми, полными энергии, силы и вдохновения. И, наоборот, если потенциал не раскрыт, у нас может возникнуть чувство раздражения, напряжения, разочарования или даже ощущение, что мы живем неполной жизнью.
Но как соотносится личностный потенциал и ребенок? Конечно мы, взрослые, полагаем, что дети точно не задумываются ни о смысле жизни, ни о своем предназначении. Понимание и осознание этого приходит позже, со временем. Но детям, так же как и взрослым, свойственно испытывать целый спектр различных эмоций и чувств. Они взаимодействуют с окружающими на эмоциональном уровне, учатся ощущать свои потребности, и это шаг к пониманию себя. На основе опыта общения со значимыми взрослыми дети учатся просто быть собой. И все это вкладывает огромную лепту в то, реализуют ли они свой потенциал, будут ли в гармонии с собой.
Личностный потенциал ребенка-инвалида значительно ниже, и это отличает его от потенциала здорового ребенка. Образ жизни, а именно: частое посещение врачей, бесконечные разговоры о болезни и где-то даже изоляция от внешнего мира — все это вместе взятое несомненно накладывает свой отпечаток.
Одним из факторов, влияющих на развитие личностного потенциала, является творчество. В широком смысле под творчеством понимается деятельность, направленная на создание чего-то нового и уникального. Она позволяет в той или иной форме выразить свою неповторимую личность. Это и есть не что иное, как раскрытие потенциала. Под творчеством необязательно подразумевается создание картин, книг или музыки. Элементы творчества могут присутствовать во всем — выполнении любой, даже рутинной работы, воспитании детей, общении с людьми!
Ведь что такое творческий подход? Это, прежде всего, образ мыслей и состояние души, это ощущение свободы, смелость и отсутствие страха попробовать что-то новое, умение посмотреть под необычным углом на, казалось бы, рядовое событие или явление. В творческом порыве ребенок познает окружающий мир, и данный импульс, энергия дерзновения и деятельность под ее воздействием развивает и обогащает ничуть не меньше, чем традиционное академическое обучение.
Родителям детей-инвалидов все выше написанное наверно кажется чем-то имеющим лишь отдаленное к ним отношение. Но это не так! Самое важное в творчестве это внутренний посыл, импульс или желание. Творчество это не только и не всегда результат достижения определенного уровня развития, оно развивает само по себе.
Что нужно сделать, чтобы творческая энергия вырабатывалась и побуждала ребенка к активности?
Совсем не обязательно для этого развивающие кружки и модные игрушки. Если мы заглянем в наше прошлое, то, наверняка, найдем подтверждение тому, человеку отсутствие игрушек не помешало, например, совершить все открытия, которые изменили ход истории. И действительно, то, что просто лежит под ногами — веточки, палочки или камни на улице, кастрюли, куски ткани, обычные коробки, да масса других вещей — вдохновляет и развивает ребенка больше, чем самые дорогие игрушки. Поэтому, если ребенок собирает на прогулке камушки-веточки или дома всевозможные лоскуточки и фантики — отнеситесь к этому бережно — ведь это мощнейший инструмент развития его фантазии и мышления.
Развитию личностного потенциала будет способствовать совместное творчество детей-инвалидов со здоровыми сверстниками или со взрослыми.  Дети с ограниченными возможностями также должны иметь возможность гулять, общаться со сверстниками, слушать музыку, читать книги, открывая для себя что-то новое. Также отличным вариантом могут быть игры в песке, рисование без слов, танцы или сочинение сказок, приготовление пищи. В общем, даже самую рутинную работу можно выполнить необычно, например, повесить сушиться белье или помыть пол.

Сенсорное развитие

«Форма, величина, цвет»

Одним из основных аспектов развития ребенка является сенсорное воспитание.
Учитель-дефектолог  нашего центра уделяет этому процессу особенное внимание.
Успешность умственного, физического и эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.
Сенсорное развитие, направлено на формирование полноценного восприятия окружающей действительности и служит основой познания мира.
Оно включает в себя:
-развитие органов чувств.
-овладение сенсорными навыками.
-усвоение способов обследования предмета.
На занятиях детям предлагаются разнообразные пособия, сортеры, дидактические игры по лексическим темам, что способствует положительной динамике реабилитации.

Перейти к содержимому