Творчество как фактор развития личностного потенциала ребенка-инвалида

В современном обществе в последние десятилетия популярной стала тема развития личностного потенциала. Наверняка, каждый из нас встречал в литературе, на страницах социальных сетей или даже во время просмотра телевизионных ток-шоу такие выражения как «личностный потенциал», «личностное развитие», «раскрытие потенциала» и так далее. Что же это такое и как его можно развивать, особенно, если речь идет о ребенке-инвалиде?
Термин «личностный потенциал» многогранен по своей сути. Он включает в себя психическое, личностное и душевное здоровье, смысловое наполнение жизни. Когда потенциал развивается, мы чувствуем себя счастливыми, полными энергии, силы и вдохновения. И, наоборот, если потенциал не раскрыт, у нас может возникнуть чувство раздражения, напряжения, разочарования или даже ощущение, что мы живем неполной жизнью.
Но как соотносится личностный потенциал и ребенок? Конечно мы, взрослые, полагаем, что дети точно не задумываются ни о смысле жизни, ни о своем предназначении. Понимание и осознание этого приходит позже, со временем. Но детям, так же как и взрослым, свойственно испытывать целый спектр различных эмоций и чувств. Они взаимодействуют с окружающими на эмоциональном уровне, учатся ощущать свои потребности, и это шаг к пониманию себя. На основе опыта общения со значимыми взрослыми дети учатся просто быть собой. И все это вкладывает огромную лепту в то, реализуют ли они свой потенциал, будут ли в гармонии с собой.
Личностный потенциал ребенка-инвалида значительно ниже, и это отличает его от потенциала здорового ребенка. Образ жизни, а именно: частое посещение врачей, бесконечные разговоры о болезни и где-то даже изоляция от внешнего мира — все это вместе взятое несомненно накладывает свой отпечаток.
Одним из факторов, влияющих на развитие личностного потенциала, является творчество. В широком смысле под творчеством понимается деятельность, направленная на создание чего-то нового и уникального. Она позволяет в той или иной форме выразить свою неповторимую личность. Это и есть не что иное, как раскрытие потенциала. Под творчеством необязательно подразумевается создание картин, книг или музыки. Элементы творчества могут присутствовать во всем — выполнении любой, даже рутинной работы, воспитании детей, общении с людьми!
Ведь что такое творческий подход? Это, прежде всего, образ мыслей и состояние души, это ощущение свободы, смелость и отсутствие страха попробовать что-то новое, умение посмотреть под необычным углом на, казалось бы, рядовое событие или явление. В творческом порыве ребенок познает окружающий мир, и данный импульс, энергия дерзновения и деятельность под ее воздействием развивает и обогащает ничуть не меньше, чем традиционное академическое обучение.
Родителям детей-инвалидов все выше написанное наверно кажется чем-то имеющим лишь отдаленное к ним отношение. Но это не так! Самое важное в творчестве это внутренний посыл, импульс или желание. Творчество это не только и не всегда результат достижения определенного уровня развития, оно развивает само по себе.
Что нужно сделать, чтобы творческая энергия вырабатывалась и побуждала ребенка к активности?
Совсем не обязательно для этого развивающие кружки и модные игрушки. Если мы заглянем в наше прошлое, то, наверняка, найдем подтверждение тому, человеку отсутствие игрушек не помешало, например, совершить все открытия, которые изменили ход истории. И действительно, то, что просто лежит под ногами — веточки, палочки или камни на улице, кастрюли, куски ткани, обычные коробки, да масса других вещей — вдохновляет и развивает ребенка больше, чем самые дорогие игрушки. Поэтому, если ребенок собирает на прогулке камушки-веточки или дома всевозможные лоскуточки и фантики — отнеситесь к этому бережно — ведь это мощнейший инструмент развития его фантазии и мышления.
Развитию личностного потенциала будет способствовать совместное творчество детей-инвалидов со здоровыми сверстниками или со взрослыми.  Дети с ограниченными возможностями также должны иметь возможность гулять, общаться со сверстниками, слушать музыку, читать книги, открывая для себя что-то новое. Также отличным вариантом могут быть игры в песке, рисование без слов, танцы или сочинение сказок, приготовление пищи. В общем, даже самую рутинную работу можно выполнить необычно, например, повесить сушиться белье или помыть пол.

Перейти к содержимому